## ИНТЕРВЬЮ ##

 

 

ФЕДОР ЛАВРОВ И МУЗЫКАНТЫ ГР. ОТДЕЛ САМОИСКОРЕНЕНИЯ


Интервью с Федором Лавровым
и музыкантами гр "Отдел Самоискоренения"
Санкт-Петербург, 17.09.2014

 

Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет) Федор "Бегемот" Лавров и группа "Отдел Самоискоренения" (первый концерт за 30 лет)


Совсем недавно в Санкт-Петербурге состоялся первый (!) в истории концерт-реюнион легендарной советской анархо-панк-формации "Отдел Самоискоренения". Как же вышло, что за тридцать лет группа не выступила ни разу? И насколько изменились ситуация в стране и панк-движение за это время? На эти и другие вопросы корреспонденту OnMusicStage ответили музыканты группы.

- Сейчас с творчеством и самовыражением в любом направлении довольно просто - не запрещают, не контролируют. А как обстояли дела в 80х?

Feddy "Бегемот" Лавров (голос, гитара; "ОС", "FEDDY")


- Мне было 17, я только что окончил школу и не хотел идти в Красную Армию, которая в этот момент воевала в Афганистане. Сейчас, может быть, и можно писать в блогах, что ты против участия России в событиях на Украине. Но попробуй ты открыто заявить в военкомате, что ты не хочешь служить по этой причине. Или просто выйти на улицу в майке с надписью "Зеленые человечки прочь из Крыма", тебе не дадут пройти сами благоверные граждане. Выступишь против политики России, отменят концерты, как это было у ДДТ. Или заклюют, как Макаревича. Это что, не контроль? Да, ты можешь играть хардкор и петь всякие остросоциальные песни, но у тебя будет публика из 20 друзей. Потому, что у остальных есть своя "внутренняя" цензура. И они не хотят слышать ничего, что делает их жизнь еще более неприятной.
 

В 80-х все было так же, серые массы забитых, замученных работой людей. Серые массы руководителей, монотонно читающих доклады на Съездах. Серые школьники, серые рабочие. Даже проститутки серые. Выделялись только панки, которые почему-то называли себя "битниками". Потому, что менты уже знали слово "панк" и могли наказать. Это было еще до Перестройки и фильмов о неформальной молодежи типа "Взломщик" и "Асса". Мы одевались во что попало, похоже на имиджи любимых групп или нет, - главное, чтоб прохожие были в шоке. И вели себя так же. Нас ловила милиция, фотографировала для досье, задерживала на сутки. Никогда не били. Могли постричь, как хиппи, но стричь было нечего. Просто волосы были намазаны солидолом, воняли и торчали во все стороны. Так мы самовыражались. Кстати, Алекс (Оголтелый, "Народное Ополчение" - прим OMS), первый раз пришел ко мне после "суток", с бритой налысо головой.

Гоша Соловьев (бас, голос, экс-"Россияне", "Народное Ополчение")

- Я в 80-е занимался поисками смысла жизни и дружил со скрипачом гр. "Россияне" Ю. Мержевским, но с Ордановским (Жорж Ордановский – лидер "Россиян" – прим. OMS) тогда знаком не был. Волосы у нас тогда росли быстро и качественно, отсюда прически, как у рок-музыкантов. Так что хвастаться особо и нечем....

- Расскажите о ленинградском панк-сообществе того времени. Кое-кому из молодежи и сейчас известны такие имена, Как Алекс Оголтелый и Андрей "Свин" Панов...

Гоша: Про Алекса известно, что Народное Ополчение создали в 1982 году в ноябре, после кончины Л.Брежнева.

Feddy: Алекс Оголтелый позвонил мне в 1982-м, он играл на басу в АУ ("Автоматические Удовлетворители" - прим. OMS) и хотел собрать свою группу. Рикошет (Саша Аксенов, "Резиновый Рикошет", "Объект Насмешек") дал ему мой номер. Мы с Рики пробовали играть вместе еще в школе. Записали несколько его песен под названием "Резиновый Рикошет" и поняли, что два лидера в группе - это перебор. Уже понимая это, я согласился на сотрудничество с Алексом, но не в одной, а сразу двух группах - его "Народное Ополчение" и мой "ОС". "НО" играли веселый скапанк, "ОС "был анархо-панк группой. В обеих группах был сменный состав, но костяк создавали я, Алекс и Дима "Ослик" Парфенов ("НО", "АУ", "Алиса"). Стали репетировать и тут же записывать то, что придумали. Прямо у меня дома в 11-метровой комнате с мамой, бабушкой и сестрой за стеной, молодой семьей под нами и полным домом странных граждан. Андрей Свин участвовал в записях "НО" и "ОС", играл на басу. Он очень хотел записать песни "АУ" у меня, и мы однажды записали "Утренник", но потом Свину и гитаристке Терри предложил сделать совместную запись Леша Вишня. Тогда появилась пленка Терри, Черри, Свин. Андрей дал нам свой аппарат для записи.

- Конкретно "Отдел Самоискоренения" - это была акция протеста, или дуракаваляние по юности?

Feddy: "ОС" был придуман, как Окна РОСТа футуристов. Каждая новость могла превратиться в песню. Это был единственный способ почувствовать свободу слова. Написать песню, острую, сатирическую, застебать власть, людей, которые слепо ее поддерживают. "ОС" были настоящим троллем в панк-роке. Алекс был достаточно безбашенным, чтобы не особо бояться играть со мной. Рики отказался петь какие-то из моих песен задолго до этого. А Алекс стебался над умершим Брежневым, которого он превратил в идола. И ему было не в падлу поиграть со мной "Вы*бли Европу Рейган и Андропов" ("Военная Монархия", 1983), хотя подпевать он отказался. Сказал, что майор сможет узнать его по голосу. Мы валяли дурака. Но очень по-серьезному. Потому, что дурак был большой и страшный.

- "Отдел Самоискоренения" был запрещен в советском и постсоветском пространстве. Почему?

Feddy: А вот поэтому он и был запрещен в конце концов. Я все получал отсрочки от армии, женился, решил сделать ребенка. Мне было 18 и через год они не выдержали, заперли меня в кабинете во время одной из комиссий в Военкомате и отправили в Ростов-на-Дону. Нам сразу в учебке сообщили, куда нас будут готовить - в Афганистан. И тогда я отказался принимать присягу. А они подумали, и вместо тюрьмы отправили меня в психушку. Карательная психиатрия тогда работала в полную силу. Это было летом 1984-го. Я отсидел там 45 дней, ел таблетки до судорог в теле, писал всякие бредовые стихи. Они меня сделали окончательно асоциальным типом. И отправили домой с диагнозом "шизофрения". И тут же осенью вызвали в КГБ. Тогда бывший руководитель КГБ Андропов, ставший председателем КПСС и лидером СССР, решил "провести работу с молодежью". В большой дом на Литейном таскали всех эпатажных лидеров групп - и Борю, и Свина, и Алекса, и Шевчука. И остальных ребят, замеченных в употреблении запрещенных препаратов, тех, кого было легко запугать. И тех, кто постоянно попадался милиции. Кто-то под страхом наказания, кому-то обещали помочь вернуться к нормальной жизни, в общем, народ понес им туда "запрещенные материалы". В том числе мои тексты, фотографии и пленки с записями. И их, конечно же, дико заинтересовал "Отдел Самоискоренения". Это сейчас я знаю, что мои записи уже слушали тогда в Сибири и на Дальнем Востоке. А тогда я был поражен. И в большей степени тем, что нас предали. Хотя чему тут удивляться, сказал бы я, будь мне не 19 лет всего! Чему удивляться, что меня заставили подписать бумагу о том, что "ОС" больше не будет существовать, а я никогда не буду вести деятельность, порочащую СССР и советский строй. А потом у меня была жена, которая сначала играла в Народном Ополчении на барабанах и ходила с зелеными волосами, а потом стала журналистом на ТВ, стала работать на политиков - сперва на 5 канале, потом на РТР. И всякое упоминание об "ОС" и панке грозило ей потерей работы. А денег она могла заработать немало, особенно на выборах. И у нас росли дети. Поэтому "ОС" был запрещен и закрыт.

- Сложно ли было существовать группе в таких условиях? Как обстояли дела с концертами, записями?

Feddy: Мы вообще не играли концертов, мы не были членами Рок-клуба. Все, что мы могли делать, это играть по домам и делать записи. Мы ходили на сейшены в Рок-клуб и ездили в Петергоф. Мы любили "Странные Игры" и "Стандарт", которые играли рок-н-ролл. Мы недолюбливали "Кино". Издевались над "Аквариумом". И при этом уважали хиппи "Россиян". Самый первый рок-концерт, на котором мы с Рики побывали - это "Россияне" в ЦПКиО в 1981. Когда настал 1986-й год, всех подряд стали принимать в Рок-клуб, Рикошет вступил с "Объектом Насмешек". "Народное Ополчение" вступило, но уже без меня. "Бригадный Подряд" записали свой первый альбом у меня на студии, и их тут же приняли в клуб. Свин поупирался, но тоже вступил сразу с двумя группами выступал на юбилейном рок-фестивале в 1988, с "АУ" и группой "600". В один день, на одной сцене. Это вообще, наверно, единственный случай в истории! Я тогда был уверен, что основанный под эгидой комсомольской организации и контролем КГБ, Рок-клуб не нужен мне. Однако в 1986-м я закрыл и подпольную панк-студию Begemotion Records. В итоге с 1981 по 1986 на этой студии были записаны два альбома "ОС", шесть альбомов "Народного Ополчения", один "Бригадного Подряда" и еще один, самый первый, "Резинового Рикошета".

Гоша: Записи можно было делать дома, на кухне на кассетник, не вопрос, было бы что писать)))

Feddy: Мы делали записи на монофонический магнитофон с 6-миллиметровой пленкой. Дополнительные наложения можно было делать только, если проиграть уже записанное, под него сыграть что-то новое и все опять записать на второй магнитофон. Как ранние The Beatles (улыбается). Так же мы и тиражировали наши релизы, переписывали их на пленки и кассеты, делали фотографические обложки и клеили их на коробки.

- Можете вспомнить какие-то курьезы, забавные случаи из того времени?

Гоша: Случаи были или трагические, или такие, о которых рассказывать нельзя.

Feddy: Алекс и другие ребята приходили на "запись" трезвые, у меня был объявлен сухой закон. В комнату набивалось иногда человек 10, после работы и тусовок. Носки воняли так, что можно было звук этой вони записать. Мы что-то репетировали, я настраивал звук, мы быстро записывались, пока помнили последовательность. И все убегали курить на лестницу, пока я возился с аппаратом. Там в электрощитке был спрятан портвейн. Во время следующей песни в комнате к кислому запаху носков примешивался сладенький аромат Агдама. Мы записывали еще трек, пока головы еще были в сознании. Записи, где у Алекса заплетается язык, я старался не сохранять.

А однажды мы вышли на улицу, это было в Новогоднюю ночь с 1984 на 1985. Мы, естественно, ели мамины пироги, пили и записывали первую часть панк-оперы "Новогодие". Я повесил на себя барабан и маршем мы вышли, устроили в сквере на площади Тургенева хоровод вокруг елки. Народ быстро влился. У нас народ вообще, когда чувствует свободу, ведет себя прекрасно. Но потом все-таки подлетела пара гопников, естественно, к Алексу, разок щелкнула ему по щам и убежала.

- С тех пор прошло довольно много времени. Почему решили возродить коллектив? Почему именно сейчас?

Feddy: Есть два замечательных парня из США - аспирант, изучающий историю России Alexander Herbert и журналист Tommy Dean. Они вместе пишут книгу о ленинградском панке, считая, что самый настоящий панк зародился в северной столице. Александр любит Россию и часто ездит сюда. Этим летом они приезжали записать интервью для своей книги. И тогда Женя Титов (экс-"АУ") предложил мне устроить совместный концерт в Камчатке – "Аццкие Ускорители Тити" и "ОС". В состав "ОС" я позвал Андрея Чернова и Гошу Соловьева, с которыми мы уже сыграли один сет песен "АУ" в клубе Mod, и Кирилла Павловского, который играл со мной в "FEDDY". Кира офигенный панк-драмер, одна из его групп была "1,5кг Отличного Пюре". Вообще, интерес к волне панка в СССР сейчас растет.
 

Во-первых, для западников это стало откровением, что за Железным Занавесом, оказывается, существовали люди, сопротивляющиеся режиму, мыслящие так же, как свободные люди, совсем не похожие на стереотип советского гражданина, слепо голосующего ЗА. Во-вторых, панк того времени был детонатором прорыва рок-музыки конца 80-х. Ведь в 1989-м уже только эстрадники не считали себя играющими панк-рок. "Панк" играли все или, по крайней мере, так заявляли. И, что самое главное, в 80-х, как во все времена до этого, музыка имела колоссальное значение в культуре. Нам казалось, что она может изменить мир. Что мы можем изменить мир, играя в группе. Сейчас этого нет. Как нет и восстания против рутины, стереотипов и системы ценностей. Нет революции в культуре. Есть покой, равновесие, стабильность. Есть доступ ко всему и любой может стать музыкантом или хотя бы ди-джеем. Поэтому интерес к музыке той эпохи и особенно к панку есть и среди совершенно молодых людей. Тех, кому сейчас около 20. Но мы собрали "ОС" только потому, что после каверов "АУ" нам захотелось повалять дурака еще. И еще потому, что у "ОС" за всю историю не было ни одного живого концерта. А с момента запрета группы прошло ровно 30 лет.

- Как думаете, будут ли музыка и идеи "Отдела Самоискоренения" актуальны сейчас, после реюниона, на современной сцене?

Гоша: Подача музыки и текста решает все. У "ОС" направление текстового смысла, если можно так выразиться, очень точно сформулировано, смысл может быть разный, а вот формулировка должна быть четкой, что мы и имеем. Актуально.

Feddy: Мы живем во время, очень похожее на то, когда возник "ОС" - начало 80-х годов. И перспективы выхода из подобного состояния у нас такие же, человечество еще не придумало "бархатных способов". Они пока не работают, к сожалению. Россия вновь вступила в фазу вооруженного противостояния с западом. Вновь наращивается мощь, звучит милитаристский пафос. И современное российское общество благодарно погружается в атмосферу лживой пропаганды, слепой поддержки агрессивных инициатив, общество объединяется в ненависти. Я поражен, с какой скоростью мы перешли от фазы недовольства застоем и предвкушения демократических изменений к фазе возрождения сознания "советского гражданина", со всеми известными его параметрами: слепым доверием власти и силе, подчинением, нерушимой верой. Еще во время Олимпиады мы отовсюду слышали недовольное ворчание по поводу средств, истраченных во имя воплощения мечты одного человека. И вот уже его поддерживает практически все общество, готовое развязать войну с Украиной. Спираль истории сделала 30-летний виток. Олимпиада 1980-го, Афганистан, гонка вооружений, изоляция, вспомните, что идет вслед за этим? Падение ВВП, падение уровня благосостояния и революция, сперва в виде навязанной "Перестройки", затем народная. Когда возник "ОС", все тоже менялось очень быстро. Медленно менялось только сознание человека. Но очевидно, что "совок", против которого восстали украинцы, жил, жив и будет жить. Видимо, это уже в подсознании, в генах. И нужно слишком много времени, чтобы изжить в себе эту покорность. У "ОС" была такая идея - менять тексты согласно изменившейся ситуации. "Военная Монархия" претерпела 5 или 6 редакций. Суть ведь, в общем, не меняется - как была власть, стремящаяся сохранить свою силу и влияние военными телодвижениями, так и есть. Меняется контекст, время. Весь тинейджерский протест, которым пронизаны наши тексты, актуален всегда. Протест "ОС" замешан на инстинктах человека, живущего в современном мире, животном стремлении к свободе. И музыка наша - это тоже вибрация первобытных барабанов и крик народов, празднующих свое единение с природой. Мне ни секунды не стыдно за тексты, которые я писал в 18 лет. Хотя, конечно, самые глупости я все-таки не пою (улыбается).

- Как прошел недавний и первый в истории концерт?

Гоша: Мне нравится играть с людьми с энергетикой.

Feddy: Пришло неожиданно (для пятницы в июне) много народу. Не все знали о концерте, мы не делали рекламы, только вКонтакт и Facebook. Но Камчатка была битком. Были люди, которые помнили песни еще с пленок. Очень круто. Мы сделали несколько каверов. Это были песни, к которым я так или иначе приложил руку. "Утренничек" "АУ" мы записали на моей студии, "Чувак в Кайф" мы сочиняли вместе с "Бригадным Подрядом", "Звери Добрые" мы играли с "Народным Ополчением", "Баба Дуня" - мое буги-вуги для альбома "Эх, Злоба, Эх!" (1983). "Бабу Дуню" играли все, даже Deadushki. Мы пока не достигли именно того звучания "ОС", каким оно должно быть. С импровизацией, с медитативным погружением в рифовую монотонность. Мы просто порепетировали пару раз и, пока не забыли, вышли на сцену.

- Расскажите о планах группы. Собираетесь плотно работать, или это просто развлечение? А, может быть, дань уважения собственной истории?

Гоша: Работа делает свободным.

Feddy: Я считаю, что "ОС" это не группа, это исторический проект. Мы все принимали участие в панк-движении и, к сожалению, наши друзья уже умерли, один за другим. Мне хочется создать проект, несущий историю революционного времени, когда мы всем телом ощущали, что такое свобода. Сперва нас давили, потом нас прорвало. Группа может выступать, играть песни старые и новые. Исполнять каверы на песни групп, которые уже не существуют. Я пишу новые песни : недавно выложена "Питер Говновытер", на очереди "Высер СССР". Олдскульный панк звучит яростно и по-прежнему безбашенно, а дух анархии у нас никто не отнимет. Это - звуки Свободы. Мы свободны во всем, включая гастроли или запись. Ничего нет в плане, мы ждем волны, подхватываем ее и несемся, пока нам нравится.

- Последний вопрос. Как вы считаете, нужна ли артисту самокритика?

Гоша: Если критика захлебывается в восторге, то можно и насторожиться.

Feddy: Ты спрашиваешь в связи с ненормативной лексикой, которую я использую в текстах порой в изобилии? Мы не ориентированы на детей. А кто из взрослых не матерится, споткнувшись ночью о тумбочку? Мат в моих текстах - это не термины, а эмоции. Мы не поем про половые органы и их применение. Мы не пропагандируем войну, мы против нее. Мы натуралы. Единственной тема песен "ОС" всегда была Свобода, регламентируемая только эстетическими нормами свободного от рамок цивилизации индивида. Человеческая культура уже создала достаточно устойчивый образ "правильного" человека, которым вполне можно руководствоваться без вреда для себя и окружающих. Не убивай, не бери чужого, не ври, не будь жадным, не трахай детей, люби природу и себя в ней, относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Будь свободным, но не за счет ущемления свободы других. Почему то, для некоторых нужна внешняя сила, чтобы соблюдать эти простые вещи. А свобода слова, в том числе матерного, это тоже одна из свобод. Нам в принципе пофиг на критику, потому что мы не позиционируем себя, как нечто особенное. Просто второй такой вещи, как "Отдел Самоискоренения" не существует. Поэтому мы сами контролируем то, что делаем. Это всегда было нашим принципом.
 

Варвара Годлевская, специально для OnMusicStage.com
оригинал интервью: http://onmusicstage.com/view/3226

 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>