## СТАТЬИ ##

 

 

СВИН: ВЕСЕЛЫЙ АЛКАШ, А НЕ МРАЧНЫЙ НАРКОТ || 26.11.2015

 

Свин. 1989. Фото Валерия Потапова. http://www.svinpanov.ru
 

Андрей “Свин” Панов (Автоматические Удовлетворители):

Веселый алкаш, а не мрачный наркот.
 


"... Как еще сказала Лия Петровна – его мама, кто не в курсе, (а ей сказали врачи), если бы Андрей выжил, то ему точно нельзя было бы пить, и выступать он тоже не мог бы, так как пришлось бы жить инвалидом с трубочками, торчащими из живота. И – как она говорит – может и лучше для него, что он умер, так как жить как овощ он все равно бы не смог, ему это было бы тяжело. Андрей же неоднократно всем говорил, что в жизни есть две важные для него вещи от чего бы он не мог отказаться – это пить, и петь..."

Евгений Титов (бас-гитарист АУ)

В отличие от героя предыдущей биографической статьи Декстера Холланда, Андрей Панов не был примерным учеником (хоть и был выходцем из интеллигентной семьи и получил достойное воспитание), не получил степень магистра в научных сферах и не производил собственных продуктов питания. Вместо этого, на деньги присланные отцом из Америки, куда тот эмигрировал, он накупил музыкальной аппаратуры, инструментов, и стал первым играть панк-рок в стране, где творчество такого рода, мягко говоря, не приветствовалось. И хотя, по словам самого Свина, они играли не панк-рок, а анархический рок, и что они вовсе не панки, именно он и его группа Автоматические Удовлетворители стали настоящей панк-иконой в Ленинграде, а в последствии и на всем постсоветском пространстве.
 

Воспитанный интеллигент внутри, вечно пьяная свинья снаружи – этот образ лидера АУ стал олицетворением для всех начинающих и уверенно продолжающих панков в России и не только. Именно этот контраст впечатлял всех новоиспеченных знакомых Андрея больше всего.

"Он был опрятно и со вкусом одет, гладко выбрит и абсолютно трезв, ничто не выдавало в нем человека, который однажды и не единожды ел говно" – Алексей Вишня.
 

Организовав в квартире репетиционную точку, Андрей начал набирать первый состав Автомачитечских Удовлетворителей. Поначалу соседи жаловались на шум, но по рассказам его мамы, Андрей, будучи хорошо воспитанным человеком, обошел всех соседей и узнал до которого часа они могут заниматься музыкой. С этого началась эра панка в Советском Союзе.
 

Тема двоякости лидера "Советских Sex Pistols" может потянуть на отдельную статью. Мне кажется, это и есть настоящий панк-рок. Именно внутренняя интеллигенция, образованность, собственное мышление делают тебя полноправным изгоем современного общества. Та самая воспитанность, которой обладал Андрей Панов, отличала его от невежественного быдла. При всех его крайне неординарных выходках, которые включали в себя публичное раздевание, систематическое пьянство, поедание собственных экскрементов и т.п., он оставался личностью одиозной, не всем понятной, многим отвратительной, но все-таки личностью.

Все его провокационные действия носили за собой бунтарский и актерский характеры. Как рассказывал Олег Коврига в одном из интервью, в тот период подобные выходки были некоторым проявлением стремления к свободе. Наверное, старшему поколению данные акты во имя свободы кажутся более обоснованными, чем аудитории, не заставшей те застойные времена. Лично я в то время не жил и судить мне сложно, неизменным остается одно – как тогда, так и сейчас каждый здравый человек стремится остаться человеком, а не скотиной. У каждого свои методы, у Андрея они были совсем индивидуальными.
 

Как раз эти методы стали одной из причин ненависти к Андрею со стороны коллег по цеху. Например, такая же легенда советского и российского панка Егор Летов, всегда имел конфронтацию по отношению к Андрею. Много ходит слухов по поводу их вражды, хотя если Летов не выбирал выражений в сторону Панова, Свинья же, в свою очередь, в свойственной ему интеллигентной манере высказывался о Егоре весьма положительно:
 

"- Настоящий российский панк-рок — это "Гражданская оборона" - полное антиподство мне. Так мне и надо.
- А в чем противопоставление?
- Я веселящий мягкий добрый клоун, а вот Летов - именно такой панк, борец, все крушит. Вот так и должно быть."

Есть мнение, что Летов так же ненавидел Панова из-за слуха о том, что Андрей якобы на сцене убил котенка ради эпатажа, а Летов славился своей большой любовью к котам.
 

Подобное поведение не могло не вызвать недоумение со стороны музыкантов, игравших так называемый русский рок. Группу Автоматические Удовлетворители изначально не пускали в Ленинградский рок-клуб по идейным соображениям, как утверждает Николай Михайлов, председатель Ленинградского рок-клуба.
 

По воспоминаниям Александра Липницкого: "Однажды устраивая банкет в честь Андрея Макаревича, Свинья, изысканно оформив и отсервировав стол, в каждую чистую белую тарелку положил элемент собственного фекалия. Макаревич был шокирован и говорил, что в Москве подобного не встречал."

Говоря про эпатажные выходки нельзя обойти стороной выступления группы АУ в передаче "Программа А". По воспоминанием Ильи Черта (одного из бывших участников АУ, ныне лидера группы Пилот), эта передача стала "первым вздохом свободы". Даже в выступлении на телевидении группа нашла точки соприкосновения с западными коллегами из группы Sex Pistols, ведь их выступление в "Программе А" было первым, когда артист позволил себе выйти на сцену абсолютно пьяным и вел себя совсем неподобающе, в то время как Sex Pistols стали первой группой, которые ругнулись на национальном телевидении.

Сама группа образовалась и заимела первый свой состав в 1979 году. Если начать перечислять всех музыкантов, поигравших в легендарной группе, может выйти неплохая рок-энциклопедия. В разное время в ней успели поиграть пол состава группы Кино, а именно: Виктор Цой, Алексей Рыбин, Георгий Гурьянов. Не менее легендарные личности как Андрей Васильев, Евгений Федоров, уже упомянутый Илья Черт успели поиграть в легендарном коллективе, а Дмитрий Спирин как-то даже записал бэк-вокалы для одной из песен.

Состав постоянно менялся, неизменным оставался только сам Свинья. Группа то существовала, то разбегалась, то снова собиралась, давали подпольные концерты в Ленинграде, квартирники в Москве, играли на фестивалях в Прибалтике и Ленинграде организованным рок-клубом, что, кстати, и послужило толчком для известности группы. В Москву их пригласил небезызвестный Артемий Троицкий, музыкальный критик и журналист.
 

Так же стоит упомянуть о том, что группа играла на одной сцене с такими "дедами" как Scorpions, Stranglers.
 

Виктор Цой, о котором упоминалось чуть выше, входил в первый состав АУ. По воспоминаниям Свина, он всегда был скромным, молчаливым парнем, и они с друзьями начали его "раскачивать", мол, все что-то сочиняют, а ты просто на басу играешь. Эти подначки и заставили Цоя взяться за сочинения музыки и лирики, впоследствии они с Рыбиным и собрали всем известную группу Кино.
 

В одном из интервью Свин поделился своей идей сделать статую Цоя из бутылочного стекла и поставить на крыше дома, где он жил.

Спустя 16 лет после появления группы Автоматические Удовлетворители на свет появляется некое альтер-эго группы, проект Аркестр АУ. Попав под волну популярности диско, Панов создает новый проект, помимо все еще играющих Автоматических Удовлетворителей. Старые хиты обрели новые танцевальные аранжировки, приправленные фанком и диско. Относиться к этому проекту можно по-разному, но как сказал Панов в одном из интервью: "Я могу придумывать что придумывается, или играть в любом стиле, в каком мне захочется. Пусть попробует какой-нибудь металлист или тот же Кинчев спеть, скажем, романс, так все обалдеют. А я могу это сделать совершенно легко, и никто при этом не удивится. Вот в этом и заключается отличие панк-рокера от всех остальных: он может делать что угодно, и все, что он делает, будет восприниматься нормально."

Как уже было сказано, Панов был полной противоположностью американской панк-звезды, Декстера Холланда, но в одном они все же были похожи. Они оба негативно относились к наркотикам.
 

В то время как Свинью упрекали за пропаганду алкоголизма в текстах, сам Андрей утверждал, что это скорее пропаганда против наркотиков. Ведь лучше пить и быть веселым алкашом, чем употреблять наркотики и быть мрачным наркетом.

К сожалению, одно не оказалось лучше другого. 20 августа 1998 года Андрей Панов скончался, по официальной версии от перитонита. Вокруг темы его смерти до сих пор ходит много обсуждений и слухов, мать Андрея выдвигает версию, что его убили, кто-то говорит что виновата врачебная халатность, кто-то - что всему виной алкоголь, который, по мнению окружающих, никогда не выветривался из его организма. Спорить на эту тему нет особого смысла, есть факт. Российская панк-сцена довольно быстро потеряла своего "отца", "пионера", "дедушку", назовите как хотите. В первую очередь, панк-сцена потеряла личность. Крайне спорную, но настоящую.
 

Автор текста - Данил Перетяжко

http://vk.com/rockers_battle?w=wall-17210652_333092

автор поста: Антон Гусынин, 26.11.2015
 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>